Решение Верховного суда Республики Хакасия от 09.09.2015 по делу N 3-49/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей строки 22 приложения к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 19.01.2015 N 1-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год" в части установления тарифа на водоотведение для населения муниципального образования Аскизский поссовет на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 19,68 рублей/м. куб.>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу № 3-49/2015

Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аскиз-Сервис" о признании приложения к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год" от 19 января 2015 года № 1-к недействующим в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аскиз-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением о признании строки 22 приложения к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год" от 19 января 2015 года № 1-к (далее - Приложение) недействующей, а также об обязании внести в нее изменения.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что спорный нормативный правовой акт в части утвержденного строкой 22 Приложения размера тарифа на водоотведение для населения МО Аскизский поссовет, по его мнению, противоречит положениям федерального законодательства, регулирующего порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В дальнейшем заявитель уточнил свои требования, исключив из них указание об обязании Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Госкомитет) внести изменения в строку 22 Приложения. В остальной части требования остались без изменений.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 09 сентября 2015 года производство по делу в части оспаривания установленного строкой 22 Приложения тарифа на водоотведение в размере 18,07 рублей/м. куб. на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 прекращено.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Аскиз-Сервис" Кучученов В.П., действующий на основании доверенности от 12 января 2015 года, требования заявления поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении и уточнении к нему доводы.
Представители заинтересованного лица Госкомтарифэнерго Хакасии Данданян М.А., действующий на основании доверенности от 12 января 2015 года, Даблешевич Л.В., действующая на основании доверенности от 27 августа 2015 года, требования заявления не признали, пояснив, что требования приказа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав заявление и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 1 части 8 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тариф на водоотведение подлежит регулированию, а установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области тарификации услуг организаций коммунального комплекса, водоснабжения и водоотведения, согласно пунктам 1.1, 4.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 года № 372, является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
На основании постановления главы Аскизского поссовета от 25 декабря 2014 года № 295-п "О внесении изменений в постановление администрации Аскизского поссовета от 25 сентября 2014 года № 214-п "Об определении гарантирующей организации и определении зоны ее деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Аскизского поссовета" ООО "Аскиз-Сервис" является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Аскизского поссовета деятельность по централизованной системе водоотведения.
Из заявления и материалов дела следует, что Общество оспаривает приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 19 января 2015 года № 1-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия" в части строки 22 утвержденного данным приказом Приложения с учетом изменений, внесенных в него приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 22.04.2015 № 17-к "О внесении изменения в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.01.2015 № 1-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год".
Приказы приняты Госкомтарифэнерго Хакасии, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области водоснабжения и водоотведения, направлены на установление тарифов в области водоснабжения и водоотведения, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказов, установленная пунктами 9.3, 9.5, 9.6 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 года № 372, пунктами 5, 6, разделом IV Положения о Правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 февраля 2014 года № 19-од, не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 19 января 2015 года № 1 и от 22 апреля 2015 года № 15, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 06 мая 2013 года № 12-од "О составе Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия", приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 марта 2015 года № 8-од "Об утверждении состава Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия".
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемый правовой акт с учетом изменений опубликован в республиканской газете "Хакасия" от 31 января 2015 года № 16 и от 23 мая 2015 года № 95 соответственно.
Из строки 22 Приложения следует, что в указанной части приказом Госкомтарифэнерго Хакасии утвержден льготный тариф для населения МО Аскизский поссовет на водоотведение в размере 18,07 рублей/м. куб. на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 и в размере 19,68 рублей/м. куб. на период с 01.07.2015 по 31.12.2015.
Согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
В силу части 26 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами статьями 2 - 4 Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2014 года № 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлено, что население (собственники или наниматели жилых помещений) имеют право на льготный тариф.
Основанием для предоставления льготных тарифов является принятие уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов нормативного правового акта об установлении льготных тарифов.
Компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов, предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в форме субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, утверждаемом Правительством Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 марта 2015 года № 83 утверждена Методика расчета льготных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года (пункт 2 Постановления).
Пунктами 2.1, 2.2 и 2.7 вышеуказанной Методики установлено, что льготные тарифы устанавливаются для населения и применяются при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг населению и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в случае, если применение экономически обоснованных тарифов, установленных для этих организаций, при расчете платы граждан за коммунальные услуги приводит к превышению предельного индекса.
Льготные тарифы рассчитываются на основании сведений о размерах платы граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании, предоставленных в орган исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов органами местного самоуправления Республики Хакасия.
При расчете льготных тарифов на очередной период регулирования за базу принимаются льготные тарифы, действующие по состоянию на 31 декабря года, предшествующего периоду регулирования. Индексация базовых льготных тарифов с целью установления льготных тарифов на очередной период осуществляется в пределах установленных предельных индексов.
При расчете льготных тарифов на 2015 год за базу принимаются тарифы, применяемые по состоянию на 31 декабря 2014 года для расчета платы граждан управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг населению и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2014 года № 76-ПП "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях", принятым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2014 года № 2222-р, для Аскизского поссовета утвержден предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 0% за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года и в размере 9,52% за период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года с учетом среднего повышения платы граждан по Республике Хакасия 8,9% с допустимым отклонением 2,5%.
Во втором полугодии 2014 года решением Совета депутатов Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия от 30 июня 2014 года № 177 "Об утверждении размера платы граждан на услуги организации коммунального комплекса муниципального унитарного предприятия муниципального образования Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" в сфере вывоза твердых и жидких бытовых отходов (саночистка), содержание и текущий ремонт жилья, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года" был утвержден тариф в сфере водоотведения благоустроенного и полублагоустроенного жилья в размере 18,07 рублей/м. куб.
Как следует из пояснений представителей Госкомитета и представленных выписок произведенных расчетов, в соответствии с Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2014 года № 76-ПП на первое полугодие 2015 года тариф на водоотведение для населения муниципального образования Аскизский поссовет увеличился на 0% по отношению ко второму полугодию 2014 года и составил 18,07 рублей/м. куб, а во втором полугодии увеличился в соответствии с предельным индексом на 9,52% и составил 19,68 рублей/м. куб.
При этом внесение изменений в строку 22 Приложения на основании приказа Госкомтарифэнерго от 22 апреля 2015 года № 17-к произведено в связи со сменой гарантирующей организации в муниципальном образовании Аскизский поссовет и передачей муниципального имущества, необходимого для оказания услуг по водоотведению в поселке Аскиз, в пользование ООО "Аскиз-Сервис" на основании договора аренды от 25 декабря 2014 года № 15 на срок с 01 января 2015 года до 09 января 2017 года.
Однако данное обстоятельство, как и довод представителя заявителя о том, что в тарифе прежней гарантирующей организации МУП МО Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" не были учтены расходы по очистке сточных вод, в соответствии с вышеуказанным законодательством не может служить основанием для изменения льготного тарифа для населения, поскольку данный тариф установлен в соответствии с предельным индексом повышения платы за коммунальные услуги, в том числе и по водоотведению, и не может изменяться в спорном периоде при смене гарантирующей организации.
Кроме того, следует отметить, что расходы МУП МО "Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" на услуги Общества по очистке сточных вод были учтены в экономически обоснованном тарифе для предприятия, утвержденном приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 10 ноября 2014 года № 65-к "Об установлении тарифа на водоотведение и утверждении производственной программы для МУП "Аскизские тепловые сети", осуществляющего водоотведение, на 2015 год", что подтверждается, пунктами 4.4 и 8 экспертного заключения от 13 октября 2014 года по делу № ВО-33/15 об установлении тарифа (цены) на водоотведение для МУП "Аскизские тепловые сети" на 2015 год и протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 22 октября 2014 года № 62.
Рост экономически обоснованного тарифа МУП МО "Аскизский поссовет "Аскизские тепловые сети" с учетом затрат на услуги по очистке сточных вод для ООО "Аскиз-Сервис" составил, как следует из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 22 октября 2014 года № 62, 244,9% (59,88 рублей/м. куб.) с 01 января 2015 года и 256,4% (62,7 рублей/м. куб.) с 01 июля 2015 года (л.д. 105), что значительно превышает установленный предельный индекс изменения гражданами платы за коммунальные услуги, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2014 года № 2222-р, в связи с чем он не мог быть принят при установлении льготного тарифа для населения.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 октября 2014 года № 60-к "Об установлении тарифов на водоотведение для ООО "Аскиз-Сервис" на 2015 год и утверждении производственной программы для ООО "Аскиз-Сервис", осуществляющего водоотведение на 2015 год" были учтены расходы Общества по оказанию для поселка Аскиз услуг по очистке сточных вод, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 22 октября 2014 года № 63 и экспертным заключением от 03 октября 2014 года по делу № ВО-40/15 об установлении тарифов на водоотведение для ООО "Аскиз-Сервис" на 2015 год методом экономически обоснованных расходов.
Довод заявителя о том, что Госкомитетом по заявлению Общества об установлении тарифов на водоотведение по поселку Аскиз от 27 марта 2015 года не было открыто тарифное дело, не было получено экспертное заключение по тарифу, является необоснованным, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности нормативного правового акта, а не проверка законности действий (бездействия) Госкомитета по указанному заявлению.
Нормативные правовые акты, регулирующие установление льготных тарифов в сфере установления предоставления коммунальных услуг с применением предельных индексов, не предусматривают открытие тарифного дела и получение экспертного заключения, а вышеуказанные приказы об установлении тарифов с учетом метода экономически обоснованных расходов заявителем не оспариваются и предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Кроме того, в заявлении представитель Общества ссылается на положения Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, действие которых не распространялось на регулирование правоотношений по установлению тарифов по водоотведению.
С 01 января 2014 года данный нормативный правовой акт утратил свою силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.
Также не может служить основанием для изменения спорного тарифа и установление в строке 26 Приложения тарифа на водоотведение для населения муниципального образования Аскизский сельсовет, где гарантирующей организацией также является ООО "Аскиз-Сервис", льготного тарифа для населения в размере 76,35 рублей/м. куб, поскольку в указанном случае тариф утверждался для другого муниципального образования и расчет осуществлялся исходя из действовавших в 2014 году для его населения тарифов, что подтверждается постановлением главы Аскизского сельсовета от 19 июня 2014 года № 124 "О внесении изменений и дополнений в постановление от 24 декабря 2013 года № 242 "Об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги организаций коммунального комплекса на 2014 год" и выписками соответствующих расчетов, произведенным Госкомитетом.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части утверждения льготного тарифа для населения муниципального образования Аскизского поссовета на второе полугодие 2015 года в размере 19,68 рублей/м. куб. принят уполномоченным лицом в установленном порядке и не противоречит действующему законодательству, в том числе регулирующему порядок регулирования тарифов в сфере водоотведения, оснований для удовлетворения заявления Общества не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аскиз-Сервис" о признании строки 22 приложения к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год" от 19 января 2015 года № 1-к недействующей в части установления тарифа на водоотведение для населения муниципального образования Аскизский поссовет на период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 19,68 рублей/м. куб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий
О.В.ВЕНИЧЕНКО


------------------------------------------------------------------